Как будет умирать пакетный туризм

Пока главы российских туркомпаний оптимистично смотрят в будущее и повторяют, что крах Thomas Cook никак не скажется на рынке, Booking.com запускает пилотный проект по продаже авиабилетов и строит платформу, на которой можно будет спланировать «путешествие под ключ». Что значат эти изменения? Предлагаю посмотреть на несколько важных трендов, которые определят то, как мы будем путешествовать через несколько лет.

Автор: Ольга Бортникова Источник :   vc.ru

Согласно данным Statista, онлайн-продажи тревел-услуг в мире продолжат расти и к 2020 году оборот достигнет 817 млрд долларов. Агрегаторы авиабилетов и отелей уже не удивляют даже поколение постарше, а агрегировать такие платформы начинают не только отдельные виды услуг, а все, что необходимо в путешествии. Набирает популярность так называемое динамическое пакетирование: билеты и отели из баз данных поставщиков складываются в единое предложение, туда же добавляются дополнительные услуги – страхование, билеты в музеи и театры и другое. Мировые гиганты отрасли взяли тренд на расширение предложения и создание единой платформы для организации путешествия «под ключ». Но об этом в России почти не говорят.

Я внимательно следила за реакцией отрасли на новости о банкротстве крупнейшей туристической компании Thomas Cook. Обсуждать это событие как символ заката классического турагентства как модели совсем не популярно. На конференциях и в СМИ больше говорят о высоких расходах на собственную авиакомпанию, Brexit и так далее. Причины звучат убедительно, но с тем, что крах Thomas Cook не определенный знак для классического сегмента рынка согласиться довольно сложно. Конечно, «пакеты» не умрут завтра, и значимая доля туристов продолжит ездить в all inclusive в Турцию, но в ближайшие годы драйвить отрасль будут явно не классические пакетные туры. И вот почему.

Другое поколение путешественников

Самая первая и очевидная причина – аудитория пакетных туров стареет. По данным Onlinetours, только 6-7% аудитории пакетных туров совершают покупку онлайн. Вместе с тем онлайн-покупка авиабилета, бронирование отеля стали проще и доступнее. Новое поколение, те, кому сейчас 18-30 лет, легко ориентируются в сети и готовы сделать «домашнее задание»: провести несколько часов, исследуя Google и соцсети и пытаясь отыскать что-то интересное. При этом эти путешественники уже родились с возможностью повыбирать.

YouTravel.me

Каждый день новая молодая прослойка потребителей тревел-услуг формируют свое мнение о путешествиях за просмотром блогов, а также под влиянием массовой культуры и моды. После выхода Game of Thrones стали сверхпопулярными места съемок сериала, после нового «Джокера» – лестница в когда-то опасном районе Бронкса. Завтра появится новое сиюминутно знаковое место, и путешественники туда отправятся. Им нужны свежие яркие впечатления и такие же яркие фотографии в Instagram.

Новый фокус – впечатления

Новое поколение путешественников черпает идеи для поездок в блогах. А социальные сети и инфлюенсеры не рассказывают про то, как поехали на Мальдивы пакетными турами, наоборот, они формируют желание выделиться и показать что-то эксклюзивное. Стало модным посещать места, в которых никто не был. Фотографией Эйфелевой башни в ленте сегодня мало кого удивишь, а вот карточкой из сафари со львом или после погружения в океан с акулами – совсем другое дело.

На этом фоне закономерен рост инвестиций в проекты, которые предлагают путешественникам «впечатления» локальный опыт и «активности». В этом поле работают две категории компаний – активности «здесь и сейчас» (Klook (сумма инвестиций, согласно Crunchbase, – $521.5M), Getyourguide ($654.5M) и гиганты – Airbnb, Booking, подразумевают бронирование на месте, когда вопрос с направлением решён) и «заранее» (Tourradar, YouTravel.me).

Аудитория не хочет сбиваться в группы, а хочет образовывать коммьюнити

То, что сейчас происходит с путешествиями, похоже на изменения в паттернах потребления информации. Раньше мы смотрели один телеканал и читали один журнал, а сейчас на первый план выходят блогеры и онлайн-сообщества, медиа, которые поддерживают двустороннюю связь с аудиторией. Успешны в онлайн-пространстве те, кто понимает важность взаимодействия.

Растет количество небольших организаторов с узкой тематикой путешествий и спрос. Частота поиска “авторского тура” в “Яндексе” в августе 2019 года выросла в два раза по сравнению с августом 2018-го. Небольшие организаторы предлагают более глубокий и качественный опыт погружения в новую страну и персональный подход. Уже сейчас можно легко найти и забронировать онлайн авторские туры с единомышленниками, объединенными узкими интересами: отправиться изучать костюмы XVIII века в Париж с историком моды, с компанией хиппи поехать на Burning Man в США, продегустировать вино в Бургундии с винным критиком или решиться на треккинг по Эльбрусу с опытным покорителем вершин. Звучит дорого, но фактически такие предложения с каждым днем становятся доступнее благодаря разделению стоимости поездки между участниками группы и появлению новых небольших организаторов, соответственно – росту конкуренции в нише авторских туров.

YouTravel.me

Индивидуальные путешествия становятся доступнее

Рынок путешествий стремится к упрощению планирования и организации путешествия, дешевизне, уникальному и персонализированному опыту, при этом будут выигрывать проекты с высокой ориентацией на потребителя и его узкие интересы и конкурентной ценой.

Благодаря появлению новых технологий, которые в автоматическом режиме будут подбирать идеальный маршрут, и развитию маркетплейсов направление персонализированных туров будет быстро расти и становиться доступнее.

Тенденция к устранению оффлайн-посредников, которая уже набирает обороты, постепенно способствует консолидации рынка оффлайн-агентств: скоро вместо 1000 локальных игроков останутся десятки крупных национальных и международных. Другие агентства уступят свое место небольшим, но гибким и быстро схватывающим запросы путешественников организаторам туров и гидам. Они же будут выходить напрямую к клиентам через удобную инфраструктуру, анализирующую потребности и интересы потребителей, – агрегаторы и маркетплейсы. Если сложить все вместе, то продукт уже не столь далекого будущего – это групповой или индивидуальный тур от профессионального гида-одиночки или небольшого организатора, предлагающего нестандартные кастомизированные программы и персональный подход.

Leave a Reply